Кафедра детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии

Кафедра детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии

Адрес: Заневский пр., д.1/82, 6 подъезд, 3 этаж.

Клинические базы кафедры:

  • Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» им. С.С. Мнухина, Песочная наб. д.9
  • Городская наркологическая больница 
Телефон: 8 (812) 303-50-00 доб. 2385, 2386
Режим работы кафедры: 10:00 - 17:00
График приема заведующим: 14:00 - 18:00 (Чт)

Дата создания кафедры: 02.07.2002 года

Положение о кафедре: стр.1, стр.2, стр.3, стр.4, стр.5

Образовательная деятельность

Лечебная деятельность

Сотрудники кафедры

История кафедры

Диссертационные исследования, защищенные на кафедре

Участие кафедры в организации конференций

Монографии, руководства, учебники

Учебные и методические пособия

Новые методы психологической диагностики и модели психотерапии, разработанные на  кафедре

Направления деятельности:

Научная деятельность:

Научной идеологией кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии является интеграция идей, методологии и практики психоанализа, психодинамической психиатрии, системного и нарративного подходов. Темы НИР кафедры:

2002-2004 гг. - "Аналитически ориентированная индивидуальная, групповая и семейная психотерапия на разных стадиях жизненного цикла семьи".

2005-2010 - "Биопсихоциальная модель здоровья и болезни как теоретическая и методологическая основа клинической психологии, психиатрии, психотерапии и валеологии семьи и детства".

2011  и по настоящее время - "Интегративный подход в разработке и совершенствовании методов клинико-психологической диагностики и моделей индивидуальной, групповой и семейной психотерапии при нервно-психических расстройствах у детей, подростков и взрослых".

Основные научные направления, разрабатываемые на кафедре:

  • Семейная психотерапия и аналитико-системная семейная психотерапия.
  • Перинатальная психология, психиатрия и психотерапия.
  • Современные методы групповой психотерапии при нервно-психических и психосоматических заболеваниях у детей и подростков.
  • Психосоматические соотношения, психотерапия и реабилитация при нервно-психических и психосоматических заболеваниях у детей и подростков.
  • Клиническая психология и психотерапия семьи и детства.
  • Краткосрочная кризисная психотерапия.

Образовательная деятельность:

Уровень образования: слушатели (образование высшее – психологи, психиатры, психотерапевты, врачи других специальностей), интерны, ординаторы (психиатрия, психотерапия).

Форма обучения: дневная, вечерняя, заочная для аспирантов.

Нормативный срок обучения: слушатели: от 72 до 576 часов. Интерны: 1620 часов. Ординаторы- 5184 часов. Аспиранты: 6480 часов. 

Наличие учебных кабинетов: 4 – на базе кафедры и 2 – на клинических базах.

Почти за 10 лет существования кафедры циклы усовершенствования и сертификации прошли 1517 врачей и психологов, на выездных циклах - еще 203 слушателей. Практически все детские психиатры, психотерапевты и многие психологи детских медицинских учреждений г. Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона РФ неоднократно обучались на циклах кафедры.

Прошли обучение в интернатуре по психиатрии и клинической ординатуре по психиатрии и психотерапии - 76 врачей.

Программы и учебные планы циклов профессиональной переподготовки, общего и тематического усовершенствования:

  • Детская и подростковая психиатрия: клиника, диагностика, лечение и реабилитация (сертификационный);
  • Психотерапия детей, подростков и взрослых (сертификационный);
  • Психотерапия (профессиональная переподготовка);
  • Психотерапия при пограничных нервно-психических расстройствах у детей и подростков;
  • Основы групповой и семейной психотерапии у детей и подростков;
  • Психотерапия супружества и развода;
  • Групповая и семейная психотерапия при аддиктивном и наркоманическом поведении у детей и подростков;
  • Перинатальная психотерапия. Психология и психотерапия семьи;
  • Семейная психотерапия;
  • Клиническая психология и психотерапия;
  • Клиническая психология и психотерапия семьи и детства;
  • Аналитическая психодрама;
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия у детей и подростков;
  • Игровая психотерапия;
  • Методы телесно-ориентированной психотерапии при лечении нервно-психических расстройств у детей, подростков и взрослых;
  • Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков;
  • Гештальт-терапия детей, подростков и взрослых;
  • Современные формы супервизии и балинтовских групп: совершенствование профессиональных качеств психотерапевта.

Расписание циклов

Лечебная деятельность:

Осуществляется на основе договоров о сотрудничестве на базах следующих лечебных учреждений:

  • Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия»: 5 реабилитационное отделение, отделение неврозов.
  • Городская наркологическая больница.
  • Психолого–медико-социальный центр сопровождения развития ребенка Невского района.

 

Сотрудники кафедры

Заведующий кафедрой, доктор медицинских наук, профессор, Эйдемиллер Эдмонд Георгиевич. Почетная грамота Минздравсоцразвития. Лауреат конкурса «Золотая психея», почетная грамота Комитета по здраоохранению СПб. Edmond.Eydemiller@szgmu.ru 

Заместитель заведующего на время его отсутствия, доктор психологических наук, профессор Никольская Ирина Михайловна, помощник по нацчной работе.

Заведующий учебной частью, кандидат медицинских наук, доцент Городнова Марина Юрьевна, почетная грамота Комитета по здраоохранению СПб. marina.gorodnova@szgmu.ru

Профессора кафедры: д.психол.н. Никольская И.М.

Доценты кафедры: к.м.н. Городнова М.Ю., к.м.н. Добряков И.В.,igor.dobryakov@szgmu.ru, почетная грамота Минздравсоцразвития. Имеет «Знак почета» и грамоту от парламента Чеченской республики.

Ассистенты кафедры: Александрова Н.В. почетная грамота СПбМАПО, к.психол.н. Коломиец И.Л., irina.kolomiec@szgmu.ru,  к.психол.н. Маргошина И.Ю. 

Старшие лаборанты кафедры: Микеладзе Н.А.

Лаборанты кафедры: Ежова Н.В.

История кафедры

Кафедра детской психиатрии и психотерапии в составе педиатрического факультета Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования была открыта 2 июля 2002 года по приказу ректора ГОУ ДПО СПб МАПО Росздрава и решению Ученого совета СПб МАПО. До открытия кафедры, начиная с 1986 года, преподавание детской психиатрии и психотерапии осуществлялось на кафедре психотерапии. В 2007 году по решению Ученого совета Академии кафедра была переименована, и в ее названии появилась «медицинская психология», что в полной мере стало отражать тематику научной и практической работы. Основные этапы становления кафедры:

1986 г. - ассистент кафедры психотерапии ЛенГИДУВа к.м.н. Э.Г. Эйдемиллер создает первую в СССР программу и учебный план для усовершенствования врачей-психиатров по детско-подростковой психотерапии "Психотерапия при пограничных нервно-психических расстройствах у детей и подростков" и проводит первый в СССР цикл ТУ по этой тематике.

1990 г. - в рамках кафедры психотерапии организован курс детско-подростковой психотерапии под руководством Э.Г. Эйдемиллера

2002 г. - курс преобразован в кафедру детской психиатрии и психотерапии

2007г. - кафедра переименована в кафедру детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии.

2011 г. - в связи с образованием нового учебного заведения – Северо-Западного государственного университета имени И.И. Мечникова путем слияния СПбМАПО и Санкт-Петербургской медицинской академии имени И.И. Мечникова, кафедра в составе педиатрического факультета вошла во вновь образованный ВУЗ.

Диссертационные исследования, защищенные на кафедре

  • Билецкая М.П. Совладающее поведение и клинико-психологические характеристики членов семей детей с дискинезией желчевыводящих путей (в связи с задачами семейной психотерапии). Специальность: 19.00.04 – медицинская психология (медицинские науки). Научный руководитель – д.м.н., проф. Э.Г. Эйдемиллер.– СПбНИПНИ им. Бехтерева, 30.03. 2006.
  • Городнова М.Ю. Базисные копинг-стратегии и типы функционирования семей подростков с героиновой наркоманией. Специальность: 19.00.04 "медицинская психология" (медицинские науки). Научный руководитель – д.м.н., проф. Э.Г. Эйдемиллер . СПб.: НИПНИ им. Бехтерева,26.02.2004.
  • Кокоренко В.Л. Полоролевая, возрастная идентификация и система самооценок у подростков с отдельными вариантами нарушений психического развития. Специальность: 19.00.04 – медицинская психология (психологические науки). Научный руководитель д.п.н., проф. Никольская И.М. – РГПУ им. А.И. Герцена, 29.06.2006 г.
  • Колесников И.А. Невротические депрессивные расстройства и семейное функционирование у беременных женщин. Специальности: 14.01.06 - психиатрия, 19.00.04 – медицинская психология. Научные руководители – д.м.н., проф. Э.Г. Эйдемиллер, к.м.н., доц. И.В. Добряков. – СПбНИПНИ им. Бехтерева, 4.03. 2010.
  • Краева М.А. Особенности личности пациентов пожилого возраста с сосудистыми заболеваниями (в связи с задачами психологической реабилитации). Специальность: 19.00.04 – медицинская психология (психологические науки).. Научный руководитель д.п.н., проф. Никольская И.М. – РГПУ им. А.И. Герцена, 29.06.2006 .
  • Лохматкина Н.В. Психологические характеристики семейного насилия у женщин, обращающихся за медицинской помощью в учреждения общей врачебной практики. Специальность 19.00.04 – медицинская психология (медицинские науки).. Научный руководитель – д.м.н., проф. Э.Г. Эйдемиллер. – СПбНИПНИ им. Бехтерева, 28.10. 2010.
  • Маргошина И.Ю. Показатели психосоматического здоровья и взаимоотношения с клиентом у врачей и психологов. Специальность 19.00.04– медицинская психология (психологические науки. Научный руководитель – д.п.н., проф. И.М. Никольская. РГПУ им. А.И. Герцена, 30.10. 2008.
  • Медведев С.Э. Особенности аналитико-системной семейной психотерапии и динамика психопатологических, адаптационных и семейных показателей у больных параноидной шизофренией. Специальность 14.00.18 - психиатрия. Научный руководитель – д.м.н., проф. Э.Г. Эйдемиллер. СПбНИПНИ им. Бехтерева, 29.10.2009.
  • Пушина В.В. Личность и семейные взаимоотношения мужчин подросткового и зрелого возраста, больных алкоголизмом. Специальность 19.00.04– медицинская психология (психологические науки). Научный руководитель д.п.н., проф. Никольская И.М. - РГПУ им. Герцена, 24.05.2007.
  • Сидоров А.В. Стили пищевого поведения и психологические характеристики программ снижения веса с алиментарным ожирение. Специальность 19.00.04– медицинская психология (психологические науки). Научный руководитель д.м.н., проф. Эйдемиллер Э.Г. РГПУ им. Герцена, 26.01.2012.
  • Спицына Н.К. Перинатальные аспекты материнско-детских отношений в семьях детей с детским церебральным параличом. Специальность: 19.00.04– медицинская психология (психологические науки). Научный руководитель – д.п.н., проф. И.М. Никольская. - РГПУ им. А.И. Герцена, 30.10. 2008.
  • Цыганкова Н.Ю. Личность и межличностные отношения детей с минимальной мозговой дисфункцией и синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Специальность 19.00.04– медицинская психология (психологические науки). Научный руководитель д.п.н., проф. Никольская И.М. - РГПУ им. Герцена, 26.01.2012.
  • Бородкина Л.В. Взаимосвязи показателей социальной перцепции и когнитивных стилей при первом депрессивном эпизоде различного генеза. Специальность 19.00.04– медицинская психология (психологические науки). Научный руководитель д.м.н., проф. Эйдемиллер Э.Г. РГПУ им. Герцена, 20.06.2013
  • Красильникова Е.Д. Функционирование семей, воспитывающих детей с различными вариантами нарушений психического развития. Специальность 19.00.04– медицинская психология (психологические науки). Научный руководитель д.п.н., проф. Никольская И.М. - РГПУ им. Герцена, 20.06.2013.
  • Коломиец И.Л. Эмоциональные и поведенческие характеристики больных сахарным диабетом детей и их матерей. Специальность 19.00.04– медицинская психология (психологические науки). Научный руководитель д.п.н., проф. Никольская И.М. - РГПУ им. Герцена, 19.12.2013.
  • Яковлев В.А. Модель психологической коррекции тревожности и копинг-стратегий у детей 7-10 лет с использованием метафоры жизненного пути. Специальность 19.00.04– медицинская психология (психологические науки). Научный руководитель д.м.н., проф. Эйдемиллер Э.Г. РГПУ им. Герцена, 28.05.2015.
     

В настоящее время на кафедре выполняется два докторских и два кандидатских диссертационных исследования.

Участие кафедры в организации конференций

Международные конференции:

  • 2-я Международная конференция "Перинатальная психология и медицина. Профилактика, психокоррекция и психотерапия нервно-психических расстройств". – СПб., 2003.
  • III международная и УI межрегиональная конференция "Перинатальная психология и медицина", СПб., 2004.
  • Международный Конгресс «Репродуктивное здоровье общества: медико-психологические проблемы». - СПб., 2006.
  • Конференция с международным участием «Психотерапия в системе медицинских наук в период становления доказательной медицины». СПб., 2006 г.
  • Симпозиум «Клиническая психология и психотерапия семьи и детства», посвященный 5-летию кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии СПбМАПО в рамках XV-го Всемирного конгресса Всемирной ассоциации динамической психиатрии. СПб, 2007.
  • III Международный Конгресс «Перинатальная психология и психотерапия». СПб.: 2008.
  • Сателлитная встреча Х-го международного конгресса «Соединяя восточную и западную психиатрию»: Тревога и аффективные расстройства. СПб., 2007.
  • Научно-практическая конференция с международным участием «Объединимся ради молодёжи». СПб., 2011.
  • III международная научно-практическая конференция «Семья: межинституциональное взаимодействие в социокультурном пространстве Санкт-Петербурга», СПб., 2012
  • Международная научная конференция, посвященная памяти профессора С.С. Мнухина « XI Мнухинские чтения:  Актуальные проблемы психиатрии, психотерапии, клинической психологии семьи и детства: организация, лечение, реабилитация, подготовка специалистов и работа в мультидисциплинарной команде»... -СПб.,б: 2013.
     

Республиканские конференции:

  • У Всероссийская конференция «Психология и психотерапия. Тревога и страх: единство и многообразие взглядов». СПб., 2003.
  • Научно-практическая конференция «Дети Беслана: диагностика посттравматического синдрома, реабилитация и социально-психологическое сопровождение». Владикавказ, 2006.
  • Научно-практическая конференция «Немедикаментозные методы терапии». – СПб.,2006.
  • 2-й съезд психотерапевтов и консультантов СЗФО РФ «Индивидуальные и групповые стратегии преодоления кризисных ситуаций: в жизни, в профессии, в социуме». –  СПб., 2010.
  • Научно-практическая конференция «Репродуктивное здоровье молодёжи – наше будущее в настоящем». – СПб., 2010.
  • Научно-практическая конференция «Репродуктивное здоровье молодёжи. Что мы можем ещё сделать?» - СПб., 2012.

Монографии, руководства, учебники

  • Бардиер Г.Л., Никольская И.М. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Изд. Речь, 2005. – 208 с.
  • Билецкая М.П. Семейная психотерапия детей с психосоматическими расстройствами (ЖКТ). – СПб.: Речь. - 2010. – 192 с.
  • Добряков И.В. Перинатальная психология. – «Питер» 1-е издание, 2011. – 272 с.
  • Добряков И.В., Малярская М.М. Как родить счастливого ребёнка. - СПб.: Речь, 2008. – 160 с.
  • Добряков И.В. Жизнь до рождения // Часть II. Развитие личности ребенка от рождения до года. – изд. перераб. и доп. – Екатеринбург: Рама Паблишинг. - 2010. – С. 51-87.
  • Добряков И.В. Сексуальное развитие ребёнка (глава в монографии) / Развитие личности ребёнка от семи до одиннадцати лет. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – С. 497 – 531.
  • Добряков И.В., Игумнов С.А. Отклонения в сексуальном поведении // Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Клиника и психология девиантного поведения. Научное издание.  - СПб.: Речь. - 2010. – С. 315-349.
  • Никольская И.М., Бардиер Г.Л. Уроки психологии в начальной школе. Изд. 2-ое, дополн. и перераб. – СПб.: Изд. Речь, 2004. – 190 с.
  • *Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2006. – 352 с.
  • Пушина В.В. Особенности личности и семейных взаимоотношений у лиц мужского пола, больных алкоголизмом: Монография. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2007. – 167 с.
  • *Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. ;-е изд. – СПб: Питер, 2008. – 672 с.
  • Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М. Психотерапия (глава в руководстве) // Немедикаментозная терапия. Руководство для врачей / Под ред. Н.А. Белякова. – СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2005. – Т. 1. - С. 97-148.
  • Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М., Беляков Н.А. Арт-терапия (глава в руководстве) // Немедикаментозная терапия. Руководство для врачей / Под ред. Н.А. Белякова. – СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2005. – Т. 1. - С.149-232.

Учебные и методические пособия

  • Агазаде Н.В., Никольская И.М., Добряков И.В., Молчанова Е.С., Нелюбова Т.А., Пантелеева Л.Ю., Попков М.А., Джакубов Н. оказание психологической и психиатрической помощи при чрезвычайных ситуациях. – Бишкек: издательство «Папиру-Принт». – 2013. – 365 с
  • Билецкая М.П. Психосоматические расстройства при заболеваниях дыхательной системы. Учебное пособие для студентов старших курсов, аспирантов, психотерапевтов и психологов. – СПб.: Издательство СПбГПМА.  - 2010. – 67 с.
  • Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (с учетом их половых различий). Методические рекомендации. – М.: УЦ «Перспектива», 2009. – 44 с.
  • Городнова М.Ю. Модели телесно-ориентированной психотерапии в лечении детей, подростков и взрослых: учебное пособие для психотерапевтов и медицинских психологов. СПБ.Изд-во СПбМАПО, 2011. – 51с.
  • Городнова М.Ю. Психология болезни и инвалидности: учебно-методическое пособие / СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб: (б.и.), 2006. – 40с.
  • Городнова М.Ю. Супервизия и самосупервизия: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СЗМГУ им.И.И.Мечникова, 2015. – 40 с.
  • *Детская психиатрия. Учебник / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.: Питер, 2005. – 1120 с. (авторы глав – сотрудники кафедры Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Александрова Н.В., Никольская И.М., заочный аспирант Билецкая М.П.)
  • Детский церебральный паралич: лечение в школьном возрасте / Под ред. И.В. Добрякова, Т.Г. Щедриной. – СПб.: Издательский дом СПбМАПО; Издательский дом ЗАО «ХОКА», 2008. – 440 с. Рекомендуется УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию России в качестве учебного пособия для системы послевузовского профессионального образования врачей.
  • Коломиец И.Л. Модели психологической помощи семьям с соматически больным ребенком: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СЗМГУ им.И.И.Мечникова, 2015. – 40 
  • Маргошина И.Ю., Никольская И.М. Проективная рисуночная методика «Мои взаимоотношения с клиентом». – СПб.: Речь, 2012. – 80 с
  • Никольская И.М. Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков. Учебное пособие для врачей и психологов. - СПб.: Издательство СПбМАПО, 2009. – 51 с.
  • Никольская И.М., Пушина В.В. Семейная сорциограмма в психологическом консультированиии. Учебное пособие для врачей и психологов. - Спб: Речь. - 2010. - 223 с.
  • *Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы. Учебное пособие для врачей и психологов / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Спб.: Речь. - 2010. - 425 с.
  • Психология семьи и больной ребёнок Учебное пособие: Хрестоматия. Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию / Сост. И.В. Добряков, О.В. Защиринская. – СПб.: Речь, 2007. – 400 с.
  • Семейная психотерапия. Хрестоматия / Составители Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. – СПб.: Речь., 2007. – 400 с.
  • Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Городнова М.Ю. Современные модели психотерапии при ВИЧ/СПИДЕ. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь. – 2010. – 191 с.
  • *Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия.Учебное пособие для врачей и психологов. Рекомендовано УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебного пособия. Изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: Речь, 2006. – 352 с.

За период с 2007 по 2011 год сотрудниками и аспирантами кафедры опубликовано 43 статьи в журналах, рецензируемых ВАК, а также большое число статей в других журналах и сборниках научных работ.

Новые методы психологической диагностики и модели психотерапии, разработанные на  кафедре

Методы психологической диагностики:

  • Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1986, 1990, 1999).
  • «Метод аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам» (Эйдемиллер Э.Г., 1973).
  • Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999).
  • Диагностическая и психотерапевтическая процедура «Наивная семейная психология» (ЛСП) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1990, 1999).
  • Тест «Возраст. Пол. Роль.» (ВПР) (Юстицкис В., Эйдемиллер Э.Г., Кудрявцева Т.В, 1999).
  • Тест отношений беременной (Добряков И.В., 2003, 2006).
  • Технология выявления психологической защиты и копинг-поведения у детей (Никольская И.М., 1999).
  • Метод серийных рисунков и рассказов – интегративная арт-терапевтическая технология психологической диагностики и консультирования детей и подростков (Никольская И.М., 2003, 2009).
  • Проективная рисуночная методика «Мои взаимоотношения с клиентом» (Маргошина И.Ю.,2008).
  • Новые варианты проективной методики «Семейная социограмма» (Пушина В.В., Никольская И.М., 2009, 2010).

 Модели психотерапии:

  • Краткосрочная аналитическая психодрама (Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., 2000, 2005).
  • Аналитико-системная семейная психотерапия (Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., 2002, 2005).
  • Краткосрочная бифокальная семейно-групповая психотерапия (Городнова М.Ю., 2004).
  • Краткосрочная «ромбовидная» векторная семейная психотерапия (Билецкая М.П., 2006).
  • Модель обучающей супервизии (Александрова Н.В., Городнова М.Ю., 2010).
  • Модель реабилитации «Добрякова-Никольской» для пациентов с посттравматическими стрессовыми расстройствами (Добряков И.В., Никольская И.М., 2009).

  

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter