«Безопасность пациентов – с самого начала!». Интервью с директором Института педиатрии СЗГМУ им. И.И. Мечникова Кахиани Е.И.

Ежегодно в сентябре отмечается Всемирный день безопасности пациентов, направленный на повышение осведомленность населения и укрепление сотрудничества между пациентами, медицинскими работниками, политиками и лидерами здравоохранения.

____________________________________

В 2025 году Всемирный день безопасности пациентов было решено посвятить вопросу обеспечения безопасной медицинской помощи для каждого новорожденного и каждого ребенка с особым акцентом на детей в возрасте до девяти лет.

Выбранный в этом году девиз – «Безопасность пациентов – с самого начала!» – призван подчеркнуть настоятельную необходимость своевременных и систематических действий для предупреждения вреда в детстве и формирования основы для хорошего здоровья на протяжении всей жизни.

____________________________________

Как правильно подготовиться к приему у врача-педиатра? Какие вопросы могут задать родители маленького пациента специалисту перед планированием диагностического лечения? На эти и многие другие вопросы ответила директор Института педиатрии СЗГМУ им. И.И. Мечникова, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии им. С.Н. Давыдова, д.м.н., профессор Кахиани Екатерина Инвериевна.

Профессор Кахиани Е.И.

БЕЗОПАСНОСТЬ НОВОРОЖДЕННОГО ЗАВИСИТ И ОТ РОДИТЕЛЕЙ РЕБЕНКА, И ОТ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА – ЭТО СОВМЕСТНЫЙ ТАНДЕМ

— В больнице стоит задавать вопросы, если что-то непонятно: например, зачем проводится та или иная процедура, как правильно ухаживать за ребёнком. Дома постарайтесь обеспечить безопасный сон (на спине, отдельно и без мягких предметов), следить за температурой, влажностью, реакцией на окружающее. Особенно стоит отмечать изменения в тонусе, сне, плаче и вовремя сообщать об этом специалисту.

Важно:

  • честно рассказывайте лечащему врачу про жизнь ребенка и его особенностях для постановки правильного диагноза и лечения;
  • если Вам что-то не понятно, не бойтесь спрашивать – Вы имеете право на информацию;
  • сообщайте об изменениях – немедленно информируйте лечащего врача или медсестру о любых изменениях в состоянии ребенка;
  • доверяйте медицинскому персоналу – все сотрудники больницы работают едино с одной целью – помочь Вашему малышу;
  • активно следите за сном – ребенок должен спать только в собственной кроватке с жестким матрасом, без мягких игрушек и бортиков на боку;
  • контролируйте температуру в комнате – комфортная – 20 градусов. Нужно понимать, что у ребенка есть особенности теплообмена, его нельзя переохлаждать и излишне перегревать;
  • регулярно мойте и дезинфицируйте руки после улицы и контактов с чужими людьми;
  • при малейших подозрениях на начало заболевания – вызывайте врача!

КАК ПРАВИЛЬНО ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПРИЕМУ У ВРАЧА-ПЕДИАТРА?

— Запишите жалобы, изменения в поведении, сне, аппетите, температурные показатели. Возьмите с собой медицинскую карту, результаты анализов и список принимаемых препаратов. Подготовьте вопросы заранее — это сэкономит время и поможет врачу точнее оценить ситуацию.

Не стесняйтесь уточнять диагноз и рекомендации!

ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ НА ПРИЕМ?

— Возьмите с собой:

  • документы – полис, свидетельство о рождении, медицинскую карту;
  • сменный подгузник, влажные салфетки, пеленку;
  • для малыша на грудном вскармливании – запас смеси или бутылочку с водой, любимую маленькую игрушку (чтобы отвлечь ребенка).

Важно – оденьте ребенка правильную одежду, которую легко снять и надеть для осмотра.

КАКИЕ ВОПРОСЫ МОГУТ ЗАДАТЬ РОДИТЕЛИ МАЛЕНЬКОГО ПАЦИЕНТА СПЕЦИАЛИСТУ ПЕРЕД ПЛАНИРОВАНИЕМ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЛЕЧЕНИЯ? НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ?

— Родители могут узнать, какова цель диагностического лечения, какие риски, есть ли альтернативы, как подготовить ребёнка и что будет после обследования.

Важно:

  • чувствовать доверие — это основа безопасного лечения;
  • обеспечить контактное сопровождение, выполнять рекомендации перинатолога-неонатолога и педиатра;
  • обеспечить полной анамнестической информацией педиатра об особенностях беременности, развития, течения заболеваний и питания ребенка;
  • обращать внимание на этические аспекты диалога.

СПИСОК ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ СДЕЛАТЬ ПРИЕМ У ВРАЧА-ПЕДИАТРА БОЛЕЕ ПРОДУКТИВНЫМ

  • Какой точный диагноз у моего ребенка?
  • Каковы цели этого лечения? Что мы хотим получить в результате?
  • Какие есть альтернативные методы лечения?
  • Каковы возможные риски и побочные эффекты предлагаемого метода?
  • Как лечение повлияет на повседневную жизнь ребенка (посещение сада/школы, питание, активность)?
  • Какова продолжительность лечения и план наблюдения?
  • Что нам делать дома? На какие тревожные признаки обращать внимание?

__________________________________________________

Еще больше материалов о Всемирном дне безопасности пациентов доступно на официальном сайте ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора по ссылке.

19.09.2025


  

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter